Российско-турецкая дорожная карта по Сирии

Если вы в замешательстве по поводу перемирия в Сирии, вот российско-турецкая дорожная карта

Hürriyet / Мурат Еткин (Murat Yetkin) — 29 декабря 2016

Вчера министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) заявил: «Мы очень близки к перемирию во всей Сирии».

Это заявление как вселило надежды, так и вызвало некоторые вопросы.

Например, какую силу будет иметь соглашение России и Турции, которые поддерживают режим и антиправительственные силы, борющиеся друг с другом в гражданской войне в Сирии?

Или встречи в Казахстане при организации президента Нурсултана Назарбаева, которые были первоначально объявлены президентом России, а затем подтверждены президентом Тайипом Эрдоганом, отменяются с этим перемирием?

С другой стороны, Чавушоглу сказал, что эти контакты не отменяются, отметив, что Партия «Демократический союз» не примет участия в астанинских переговорах. Тогда о чем в Астане будут говорить?

Где место Ирана на этой картине? Или США, Саудовской Аравии, Великобритании?

Режим Башара Асада примет это и выполнит?

В поисках ответов на эти вопросы мы видим, что перед нами возникает не столько соглашение, сколько некая дорожная карта.
Состоит она из трех стадий, и если первая стадия не достигнет успеха, то и вероятность претворения в жизнь других стадий ослабевает.

В результате дипломатических усилий, которые вот уже больше месяца продолжаются между Турцией, Россией и Ираном и в большей степени в Анкаре, возникает следующая дорожная карта.

1. Прекращение огня. Турция и Россия — не стороны, а «гаранты» этого процесса. Россия становится поручителем режима и сил, воюющих на стороне режима, а Турция — противостоящих режиму сил, но это соглашение не охватывает «ан-Нусру» и ИГИЛ (запрещенные в России террористические организации — прим. ред.), которые всеми остальными сторонами признаются террористическими организациями. Преследуется цель распространить перемирие, которое удалось обеспечить в ходе эвакуации из Алеппо, на всю территорию Сирии. Если это удастся сделать, то стороны «застынут» там, где они находятся, прекратят налеты или артиллерийские обстрелы друг против друга, но операции против «ан-Нусры» и ИГИЛ будут вне рамок этого соглашения. (Например, операция «Щит Евфрата», осада Эль-Баба может продолжиться)

2. Переговоры. Если перемирие удастся обеспечить, стороны, то есть силы, лояльные дамасскому режиму, и оппозиция, будут приглашены в Астану. Россия, Турция и Иран там тоже будут находиться как гаранты, а не стороны переговоров, и, если потребуется, как «посредники». (Как известно, проиранские группы тоже воюют на стороне режима в Сирии.) Турция выступает за то, чтобы ООН также присутствовала на астанинских переговорах в качестве наблюдателя и в случае необходимости посредника.

3. Обязательства. Если на переговорах в Астане будет достигнут прогресс, то пакет результатов будет представлен в качестве «дополнения», а не «альтернативы», на переговорах по Сирии, которые планируется продолжить в феврале, в Женеве под надзором ООН. Россия, Турция и Иран пообещают поддержать применение этого соглашения на практике. Таким образом предполагается обеспечить постоянное перемирие в Сирии и переход к стадии «переходного правительства».

В таком изложении все не так запутанно, как кажется, не правда ли?

Но это не значит, что все так просто, как описано.

Есть серьезные сложности.

Например, вчера Чавушоглу сказал, что в Анкаре не отказались от тезиса о том, что в новом сирийском режиме нет места Асаду.
Правда, в последующие часы агентство Reuters со ссылкой на российских официальных лиц сообщило: три страны склоняются к тому, чтобы на следующих выборах Асада на посту президента сменил «сирийский алавит».

Известно, что Анкара уже давно расположена к тому, чтобы переходный период в Сирии протекал при участии суннита, пусть и из лояльной Асаду партии «Баас», но которого сможет принять и оппозиция.

Значит, теперь эти вопросы на столе, и дело движется.

Лидер Республиканской народной партии (CHP) Кемаль Кылычдароглу (Kemal Kılıçdaroğlu) сказал журналистам в Анкаре: «Скоро они с Асадом пожмут друг другу руки». На самом деле, это то, что лидер CHP говорил с самого начала.

Как Асада, вовлекшего свой народ в такую катастрофу и ставшего важнейшим действующим лицом гражданской войны, из которой выросли такие лишившие покоя весь мир террористические организации, как ИГИЛ, «ан-Нусра», примет оставшаяся часть сирийского народа? Это отдельный вопрос. Но большинству пойдет на пользу, если эта война, которая поставила весь регион под угрозу уничтожения, как можно скорее закончится.

Вчера в нашем телефонном разговоре один высокопоставленный чиновник, который не желает, чтобы мы называли его имя, сказал: «Подобные инициативы возникали и раньше. Когда в одной из предыдущих попыток США и Россия, никому не сказав, договорились между собой и однажды утром объявили о соглашении о „прекращении боестолкновений“, мы были одной из первых стран, поддержавших это соглашение, несмотря на то, что нам ничего не было сказано. Потому что это не те вещи, на которые стоит обижаться и поворачиваться к ним спиной. Мы надеемся, что на этот раз перемирие удастся обеспечить, и мы сможем продвинуться по пути к устойчивому решению».

Как сообщил наш источник, помимо переговоров Эрдогана с Путиным и Назарбаевым, состоялись контакты Чавушолгу с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, госсекретарем США Джоном Керри (John Kerry), министром иностранных дел Ирана Джавадом Зарифом (Cevad Zarif) и спецпосланником ООН по Сирии Стаффаном де Мистурой (Staffan de Mistura). На лентах информагентств отражается информация о том, что Лавров тоже постоянно контактирует с Керри и де Мистурой. Кроме того, по линии посольств МИД Турции находится в постоянном контакте с самыми влиятельными игроками в этом процессе, такими как США, Саудовская Аравия, Великобритания, Катар и другие.

Предстоящие несколько дней, похоже, будут иметь решающее значение с точки зрения распространения перемирия в Сирии и того, приведет ли это к устойчивому политическому решению.

Российско-турецкая дорожная карта по Сирии обновлено: Декабрь 30, 2016 автором: Иван Сапожников