Потребность Турции в воздушном щите и С-400

Türkiye / Нури Элибол (Nuri Elibol) – 9 июня 2017

После того как в Сирии началась гражданская война, и Турция заняла место на стороне оппозиции, военные самолеты и ракетные батареи, принадлежащие сирийскому режиму, Ирану, России, нацелились на Турцию, и это подтолкнуло Анкару к срочным поискам систем противовоздушной обороны.

Батареи Patriot, размещенные в Турции в рамках НАТО, были выведены нашими союзниками в тот момент, когда мы больше всего в них нуждались. Это решение показало, насколько своевременны наши поиски.

Реальность такова, что Турции срочно необходима система ПВО. В период, когда ситуация в регионе и мире так усложняется, нам нужны системы противовоздушной и противоракетной обороны, чтобы мы могли обезвредить вражеские самолеты, тактические баллистические ракеты, крылатые ракеты, беспилотники и вертолеты, устремившиеся в турецкое воздушное пространство. В процессе напряженности в наших отношениях с Россией Турция увидела, что в области своей безопасности и воздушной обороны она может рассчитывать только на себя.

Для удовлетворения этой потребности Турция сначала постучала в двери США, производящих ракетные системы Patriot. За четыре батареи американская компания предложила цену четыре миллиарда долларов. Кроме того, компания не согласилась на передачу технологии. Турция хотела купить одну батарею, а остальные три батареи — произвести в Турции вместе с американской компанией и запустить совместные проекты в этой сфере. Но США не пошли на это. Они были согласны только на продажу. Иными словами, как всегда в странах Ближнего Востока, они руководствовались логикой: «Мы только продадим ракеты, вы заплатите вперед, и если мы проведем сделку через сенат, тогда мы передадим их вам». Следует отметить, что у Турции большой опыт в этом вопросе, включая, например, процесс приобретения «Awacs». Поэтому от покупки четырех батарей «Patriot», оснащенных примерно 300 боеголовками, отказались.

Тогда Турция обратилась к Франции. Мы претендовали на системы противовоздушной и противоракетной обороны большой и средней дальности Aster SAMP/T, которые производит консорциум EuroSam, поддерживаемый французским и итальянским правительствами. С французами были проведены продолжительные переговоры. Сошлись на покупке четырех батарей за 3,8 миллиарда долларов. Французы установили очень продолжительные сроки — 50 месяцев. Более четырех лет. Но жаркие события в нашем регионе не позволяли их выдержать. К тому же и в вопросе о передаче технологии они действовали неохотно. Такое отношение к желанию Турции как-нибудь принять участие в проекте, как и в ходе переговоров с США, честно говоря, не было расценено как искреннее поведение. К просьбе Турции о временном размещении батарей и их замене через четыре года тоже отнеслись без энтузиазма.

Турция приложила много усилий к тому, чтобы удовлетворить свою потребность в воздушном щите прежде всего за счет какой-нибудь страны — члена НАТО. Но не смогла получить желаемого результата.

Тогда Турция обратилась к Китаю, одной из немногих стран мира, производящих такого рода системы. Турция претендовала на китайский ракетный комплекс дальнего действия FD-2000. С Китаем был продолжительный и чрезвычайно продуктивный процесс переговоров, в ходе которого Турция не обращала внимания на реакцию НАТО и особенно некоторых членов альянса. В результате с Китаем было достигнуто соглашение, включающее совместное производство, передачу технологии, обучение и разработку совместных проектов. Но из-за настойчивого несогласия министра национальной обороны и начальника Генштаба в то время соглашение не было подписано. Китайское правительство выразило недовольство и открыто передало Турции, что все разрушено и брошено на полпути.

Несмотря на отрицательные итоги переговоров, Турция не прекратила свои поиски воздушного щита, принимая во внимание напряженность в регионе. Осталась одна страна, с которой Турция не обсуждала покупку систем ПВО дальнего радиуса действия, — Россия…

Россия — страна, которая производит самые эффективные, самые качественные, самые дальние системы противовоздушной обороны в мире. Дальность С-400 в два раза выше, чем аналогичных ракет. Внимание здесь нужно обратить на то, что Турция претендует не на известные нам С-300, а на системы С-400 нового поколения. С-400 может одновременно отслеживать большее число целей. Комплекс обладает развитыми электронными контрмерами. Он способен отслеживать и самолеты-призраки.

Я познакомился с одним российским оружейным брокером, выступающим посредником при продажах, которые российское государство и оружейные компании осуществляют в другие страны. Я получил достаточно много сведений, связанных с переговорами, проводившимися до настоящего момента между Турцией и Россией по вопросу о ракетах С-400, и с достигнутым ныне этапом. В Турции я пока не смог найти подтверждение этой информации. Но то, что мне рассказали, показалось мне весьма логичным и интересным. Когда Турция села за стол переговоров с Россией, она не захотела посредников. И брокеры обеспокоены этой ситуацией. Российские и турецкие официальные лица проводили переговоры с глазу на глаз.

Ракетные комплексы С-400 на сегодняшний день лучшие в своем классе. Россия, несмотря на поступающие запросы, не продавала С-400 ни в одну страну, кроме Китая. Утверждается, что Турция договорилась с российской фирмой-производителем о приобретении двух батарей, оснащенных 240 ракетными боеголовками, многофункциональной РЛС, средствами обнаружения и целеуказания, за 2,5 миллиарда долларов.

Считается, что две батареи С-400 равносильны другим четырехбатарейным системам (Patriot, SAMP/T, FD-2000). Иными словами, система С-400 эквивалентна четырехбатарейной системе Patriot с 300 ракетными боеголовками. Сообщается, что первая батарея С-400 будет произведена в течение двух с половиной лет и поставлена в Турцию. А вторая батарея будет произведена за один год, и по большей части в Турции. После создания второй батареи также предполагается передача технологии, реализация совместных проектов, продолжение производства.

Наш источник сообщил еще один важный момент. Он говорит, что между двумя странами было подписано предварительное соглашение о покупке и сотрудничестве. Турция заплатит часть от суммы 2,5 миллиарда долларов, при этом около одного-полутора миллиардов долларов будет обеспечено за счет кредита, который предоставит Россия. Если полученная нами информация верна и это соглашение будет проработано и претворено в жизнь, Турция приобретет самую развитую на сегодняшний день систему ПВО, причем по сравнению с другими системами дешевле на один-полтора миллиарда долларов и раньше на один-полтора года. Кроме того, благодаря передаче технологии Турция сама удовлетворит остальную часть своей потребности. Она будет претворять в жизнь совместные проекты вместе с лучшей на сегодняшний день компанией в этой области. Турция дополнит этот комплекс. Она сама отрегулирует системы идентификации «друг-враг», частоты, осуществит адаптацию программного обеспечения.

Еще никому, кроме Китая, Россия не продавала С-400. Греция, входящая в НАТО, использует систему С-300. Словакия, Болгария, Польша, Румыния используют ракетные комплексы С-300 и С-200. Еще ни один член НАТО не обладает С-400. Турция будет первой. Кроме того, Турция и Россия прорабатывают новые формы сотрудничества в области оборонной промышленности. Насколько я понимаю, процесс с С-400 в принципе завершен. Бюрократия занимается деталями этого вопроса.

Потребность Турции в воздушном щите и С-400 обновлено: Июнь 13, 2017 автором: Иван Сапожников