После референдума

Birgün / Ибрагим Варлы (İbrahim Varlı) — 26 сентября 2017

Курдская региональная администрация Ирака (КРАИ), несмотря на беспрестанные угрозы, предупреждения и внушения на протяжении нескольких месяцев, провела референдум. Притом что референдум, который курдам предвещает осуществление их «вековой мечты», а его противникам — «второй Израиль», прошел относительно «спокойно», дальнейший процесс, похоже, будет болезненнее самого референдума.

Бесспорно, референдум о независимости, который вновь раздирает линии этнических, религиозных, общественных разломов в регионе, будет иметь серьезные последствия в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе. Каждый кризис будет вызывать другой какой-нибудь кризис, и энергия, которая возникнет, может зажечь фитиль регионального хаоса.

Даже США, одного из главных ответственных за катастрофу в регионе, эта реальность побуждает к более осмотрительным заявлениям. Когда специальный представитель Трампа в международной коалиции по борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) Бретт Макгерк (Brett McGurk) сказал: «Последствия референдума — это то, что мы не можем полностью контролировать. Это несет много рисков», — он обратил внимание на характерную для Ближнего Востока региональную реальность.

С 25 сентября мы имеем дело с новым раскладом. В дальнейшем шаги каждого из вовлеченных игроков должны соответствовать этой новой реальности и ситуации. Отголоски этого сделанного вчера шага на пути к независимости послужат поводом для того, чтобы снова увидеть все региональные и глобальные расчеты.

Что же касается политических последствий, отзвуков и возможных сценариев, связанных с референдумом о независимости Курдистана, пока весьма сложно давать какие-либо четкие и категоричные оценки на этот счет. В таком регионе с хрупким и зыбким политическим климатом, как Ближний Восток, все может измениться в один миг, день или за определенный промежуток времени.

Но по состоянию на утро 26 сентября мы можем обобщить возможные последствия референдума в следующих пунктах.

1. Референдум не означает автоматического обретения независимости. Это только один большой шаг, сделанный на этом пути. Референдум о независимости, несмотря на весь созданный им политический переполох, не позволит образовать независимое государство за одну ночь. Это извилистый процесс, который требует времени. Результаты голосования станут документальным подтверждением того, что широкие массы поддерживают шаги, которые могут быть приняты в этом направлении.

2. Барзани, лидерство, статус, положение которого ставится под сомнение, с подтверждением того, что «его народ — за ним», будет действовать более свободно. На всех переговорах с центральным правительством Ирака и другими игроками на Ближнем Востоке у него в кармане будет решение, принятое на референдуме. Барзани приступит к торгу с Багдадом за распределение властных полномочий и возможностей на равных условиях. С голосом «независимости — да» у себя в кармане он сядет напротив центрального правительства с более сильными позициями.

3. Пока референдум — это средство торга, которое обеспечит Масуду Барзани и, следовательно, КРАИ более обширные полномочия и возможности. Это важный политический ход на пути, который ведет к независимости. В данный момент он не даст каких-либо фактических результатов.

4. Этим ходом Барзани, который находится в стесненном положении внутри страны и за рубежом, надолго отвел от себя все нападки и критику в свой адрес. Приблизившись еще на шаг к своей мечте стать лидером-основателем, он еще более повысил свое влияние на курдов.


5. Боль, вызванная распространением референдума и на такие спорные районы, как Киркук, Туз-Хурмату, Ханекин, Джелавла, Каратепе, еще долго не утихнет. Вероятность конфликта с шиитами, туркменами, арабами в этих районах будет оставаться в запасе в качестве инструмента дестабилизации.

6. Референдум курдской администрации о независимости сблизит Турцию, Иран, Ирак и Сирию друг с другом на почве «курдской проблемы». Ирак и Турция, которые не так давно сыпали резкими заявлениями в адрес друг друга из-за присутствия турецких военных в районе Башика, а также Турция и Иран, которые противостоят друг другу в Сирии, сблизились в этом процессе. Кроме того, Анкара вступает в контакт с Сирией через Россию.

7. Если желанию курдов иметь независимое государство помешают, и этого не допустят каким-нибудь образом, курды пока откажутся от независимости, но в направлении этого своего желания они потребуют от Ирака перехода от федеративной структуры к конфедеративной системе. КРАИ, которая имеет свой парламент, армию, разведку, полицейскую организацию, муфтият, школы, систему образования, будет настаивать на конфедеративной системе.

8. О каком-либо военном ходе Ирана и Турции в настоящее время говорить не приходится. США и Израиль едва ли останутся равнодушными к этой ситуации, поскольку в случае вмешательства Ирана его зона доминирования в регионе расширится. А вероятная атака развяжет руки Дональду Трампу, который ищет предлог, чтобы ударить по Ирану.

После референдума обновлено: Сентябрь 27, 2017 автором: Иван Сапожников