Суметь нажать на кнопку лицом к лицу с убийцей

Hürriyet / Мурат Еткин (Murat Yetkin) — 19 декабря 2017 

Это было ровно год назад, вечером 19 декабря.

В Культурном центре муниципалитета района Чанкая, расположенном в начале улицы, названной в честь ставшего жертвой покушения президента США Кеннеди, напротив американского посольства на бульваре имени Ататюрка, открывалась фотовыставка о повседневной жизни в России. Посол России в Анкаре Андрей Карлов прибыл на мероприятие в строго назначенное время.

Молодого человека в черном костюме, который стоял за российским послом во время его выступления, все принимали за охранника.

Katille göz gözeyken o düğmeye basabilmek

А он внезапно достал оружие, выстрелил в посла, выкрикивая лозунги на арабском языке, и убил Андрея Карлова.

Все вокруг думали только о спасении своей жизни. Посол Карлов неподвижно лежал на спине, убийца продолжал с оружием в руках терроризировать присутствовавших, гости бросались на пол и прижимались к стене.

В тот момент на месте преступления было много фоторепортеров. И только один из них вместо того, чтобы пригнуться, отойти назад или, естественно, бежать в попытке спастись, стоял на том же месте, продолжал нажимать на кнопку фотоаппарата и до последнего не уходил.

Так и появились фотографии, которые на следующий день потрясли мир и попали на первые полосы сотен газет.

Katille göz gözeyken o düğmeye basabilmek

Многие ли из вас могли бы как ни в чем не бывало продолжать нажимать на кнопку фотокамеры, когда в пяти шагах стоит убийца с дымящимся пистолетом в руках и выкрикивает лозунги ненависти?

Бурхан Озбилиджи (Burhan Özbilici) смог и до конца хладнокровно и смело не прекращал делать снимки.

Один из полицейских, которые, узнав об убийстве, наводнили здание, застрелил напавшего на посла Мевлюта Мерта Алтынташа (Mevlüt Mert Altıntaş) (тоже полицейского) и тем самым оставил нам множество вопросов, ответы на которые не даны по сей день.

Убийца и так был окружен, людей эвакуировали. Разве нельзя было подождать, когда у него закончатся патроны, бросить газовую бомбу, ранить выстрелом в ногу, поймать живым, допросить и в скором времени раскрыть, кто стоит за убийством?

В результате убийство могло быть частью какой-нибудь международной интриги. После уничтожения российского самолета на сирийской границе в ноябре 2015 года в российско-турецких отношениях возникла чрезвычайная напряженность. Мир, достигнутый с вмешательством Джавита Чаглара (Cavit Çağlar) и казахского лидера Нурсултана Назарбаева, создал возможность нового баланса в Сирии. Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) полетел в Москву, чтобы обсудить астанинский процесс, который будет начат с Ираном.

Но и здесь, как практически при каждом покушении, на которое не удается пролить свет, убийца был уничтожен на месте преступления, словно делу не хотели дать ход.

Сегодня до сих пор царит мрак. На днях был задержан еще один связанный с этими событиями полицейский по имени Рамазан Юджель (Ramazan Yücel) (уволенный со службы из-за связей с гюленистами). Накануне Месут Хасан Бенли (Mesut Hasan Benli) написал в Hürriyet, что вся интернет-история Алтынташа была стерта виртуальным аккаунтом, созданным едва ли не только для этой задачи.

Осталась только стойка, преисполненная злобы, взгляды, искрящиеся ненавистью, последние мгновения убийцы, который еще минуту назад совершил убийство. И все это запечатлел Бурхан Озбилиджи на сделанных год назад снимках.

Эти фотографии принесли старшему фотокорреспонденту информагентства Associated Press и моему дорогому другу Бурхану Озбилиджи множество наград. Такие организации, как World Press Photo, The Photo of The Year International, The Deadline Club, Photojournalism Seminar, выбрали его лучшим фотографом 2017 года. Он выступал на международных встречах в качестве гостя премьер-министров Австрии и Нидерландов. Он проводил конференции и лекции по фотожурналистике и независимой журналистике во многих университетах мира, от Канады до Италии и Франции, давал интервью многим международным теле- и радиоканалам, газетам.

Katille göz gözeyken o düğmeye basabilmek

Накануне я побеседовал с Озбилиджи незадолго до его встречи с журналистом французской газеты Le Monde. «То, что я сделал, превозносят за рубежом как проявление большой смелости, — сказал он. — Но ты знаешь, что мы в такой момент думаем только о том, чтобы хорошо сделать свою работу. Конечно, я осознавал опасность. Но тогда я ни о чем не думал, кроме как не потерять этот ракурс и в полной мере запечатлеть происходящее. А смелость — независимая журналистика, конечно, требует определенной смелости, в конце концов, я один из тех, кто как сын отца — героя войны за независимость ставлю в пример Мустафу Кемаля Ататюрка. И будь уверен, за границей на встречах, на которых я говорю это, аплодируют стоя».

Действительно, Озбилиджи узнали и оценили, но как вы, должно быть, заметили, по большей части за рубежом.

Бурхана Озбилиджи, который в Турции был удостоен только награды Ассоциации современных журналистов, а мир носит его на руках, на днях пригласил Галатасарайский университет для выступления перед студентами.

На этом все.

Больше не комментирую, поскольку убийство посла, дело о котором до сих пор не закрыто, и так достаточно горько.

Суметь нажать на кнопку лицом к лицу с убийцей обновлено: Декабрь 21, 2017 автором: Иван Сапожников