Четыре сигнала Тиллерсону

Yeni Safak / Киймет Сезер (Kiymet Sezer) — 31 марта 2017

Визит госсекретаря США Рекса Тиллерсона (Rex Tillerson) в Турцию в тени таких источников напряженности, как поддержка Рабочей партии Курдистана (РПК) — Партии «Демократический союз» (PYD) со стороны Пентагона, проживание главаря террористической организации FETÖ Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen) в Пенсильвании, контакты одного из лидеров FETÖ Адиля Оксюза (Adil Öksüz) с американцами после попытки госпереворота в Турции, а также арест директора Halkbank, не открыл «ничего нового».

Этот визит продемонстрировал напряжение, существующее между Анкарой и Вашингтоном по многим вопросам. Тиллерсон, самолет которого поздно ночью приземлился в турецкой столице, сначала встретился с премьер-министром Бинали Йылдырымом (Binali Yıldırım). После 40-минутных переговоров с Йылдырымом Тиллерсона во дворце в Бештепе принял президент Эрдоган. Эта закрытая для прессы встреча продолжалась два часа десять минут.

По полученным сведениям, на встрече в президентском дворце была подчеркнута решимость продолжать борьбу с террористическими организациями, прежде всего ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — прим.ред.) в Сирии и Ираке, и обсуждался вопрос о том, какие совместные шаги могут быть сделаны в этом направлении. Сообщалось, что Эрдоган обратил внимание на «важность работы с правильными и легитимными субъектами в борьбе с терроризмом». Кроме того, обсуждался процесс, связанный с выдачей главаря FETÖ, и вопросы о препятствовании деятельности представителей этой организации в США. Затем Тиллерсон отправился в министерство иностранных дел и встретился здесь со своим коллегой Мевлютом Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu). В дальнейшем главы внешнеполитических ведомств провели совместную пресс-конференцию.

Чавушоглу подверг США критике по четырем вопросам.

1. Задержание директора

Арест заместителя генерального директора Halkbank Мехмета Хакана Атиллы (Mehmet Hakan Atilla) в США был одной из главных тем, на которых Чавушоглу заострил внимание. «Мы полагаем и видим, что это полностью политический процесс, связанный с делом (Резы) Зарраба (турецкий бизнесмен иранского происхождения, арестованный в США в 2016 году по подозрению в проведении финансовых операций в обход антииранских санкций США — прим.пер.)», — сказал Чавушоглу при ответе на вопрос на эту тему. Напомнив, что в США расследование в отношении Зарраба начал Прит Бхарара (Preet Bharara), бывший прокурор, связанный с FETÖ, Чавушоглу продолжил: «Что касается Бхарары, в соцсетях нет ни одного антитурецкого комментария, на который он не ретвитнул бы или не поставил лайк. Все эти действия были осуществлены через начатое им дело. Конечно, мы с самого начала событий делимся нашими тревогами, мыслями с нашими американскими друзьями. Мы будем внимательно следить за этим процессом».

2. Поддержка террористов

Мевлют Чавушоглу, обративший внимание на события, негативно повлиявшие на турецко-американские отношения в период Обамы, сказал: «Одно из них — сотрудничество прошлой администрации с Отрядами народной самообороны (YPG)/PYD и поддержка, которую она оказывала YPG (РПК), в то время как мы все вместе боролись с ИГИЛ в Сирии. Американская администрация и институты в США, включая военные, признают, что между YPG и РПК нет разницы. РПК — в списке террористических организаций, но, к сожалению, мы видели сотрудничество с YPG в Сирии, мы с грустью наблюдали, что прошлая администрация поддерживает YPG». Чавушоглу, отметивший, что поддержка, оказываемая террористической организации, которая берет на прицел Турцию, как огорчает руководство Турции, так и негативно сказывается на отношении турецкого народа к США, добавил: «Мы говорили, что вести борьбу с одной террористической организацией и сотрудничать при этом с другой террористической организацией неправильно и нереалистично; это особенно большой риск для будущего Сирии».

3. Зачем вы звонили Оксюзу?

Министр Чавушоглу также ответил на вопрос, связанный с тем, что через шесть дней после попытки переворота 15 июля в Турции Адилю Оксюзу, который руководил путчем от имени главаря FETÖ Фетхуллаха Гюлена, а сейчас находится в бегах, звонили по телефону из Генконсульства США в Стамбуле. Консульство сообщило: «Мы звонили, чтобы уведомить его об аннулировании визы», — но уклонилось от подробностей этого телефонного разговора. «У США было заявление о том, почему был сделан звонок. Мы, конечно, хотели бы верить этому заявлению и не искать, что может за ним стоять, но в итоге мы хотели бы видеть конкретные детали», — сказал Чавушоглу. Тиллерсон же на этот счет заявил: «Задача консульства — информировать о каких-либо изменениях статуса визы, это нормальная процедура».

4. Выдать главу FETÖ

Чавушоглу, отметивший, что двойственность в политике США наблюдается, в частности, в вопросе о попытке госпереворота 15 июля в Турции и выдаче Турции главаря FETÖ — террористической организации, ответственной за предыдущие попытки переворота, — подчеркнул, что все сведения и документы по этому поводу были переданы администрации США. Чавшоглу, рассказавший, что в ходе своего последнего визита в США он лично передал министру юстиции США новые сведения, предоставленные турецким министерством юстиции, дал понять, что в Турции ждут определенных конкретных шагов. Далее он продолжил: «Мы хотим, чтобы были приняты как минимум некоторые административные меры и было выполнено наше требование о временном аресте». Чавушоглу, подчеркнувший необходимость принятия шагов на пути к тому, чтобы снова поставить отношения с США на рельсы и обрести взаимное доверие, выразил надежду на то, что предпринимаемые шаги позволят продвинуть отношения вперед.

Обсуждать полезно!

Госсекретарь США Рекс Тиллерсон сообщил, что администрация Трампа желает укрепления отношений с Турцией. «США — всегда надежный союзник для турецкого народа и партнер, преданный безопасности этой страны, развитию экономических возможностей. Мы очень хотим вместе противостоять возникающим трудностям, — сказал Тиллерсон. — Администрация Трампа продолжит придавать значение своему обещанию в направлении дальнейшего укрепления давно существующей дружбы между нами. Тиллерсон, который уклонился от прямых ответов на вопросы о поддержке, которую США оказывают РПК/PYD, отметил: «Я не скрываю, это сложные решения и сложный выбор, я знаю, но такое открытое и полезное обсуждение продолжится. Г-н президент, премьер-министр и министр примут во внимание наши переговоры сегодня. Я могу сказать, что США и Турция продолжат партнерство в коалиции».

Если мы, 68 стран, не можем победить ИГИЛ…

При ответе на вопрос о борьбе с ИГИЛ Мевлют Чавушоглу отметил, что можно вместе бороться против террористической организации, и США не нужно использовать другие террористические организации. «Есть мы, 68 стран, и НАТО. Если мы не можем победить террористическую организацию численностью 10-20 тысяч человек и для этого нам нужны другие террористические организации, тогда нам сначала нужно разобраться с самими собой. Мы можем добиться успеха. Мы хотим и дальше работать в тесном сотрудничестве с нашим союзником США в сфере борьбы с ИГИЛ, обеспечения стабильности и политического урегулирования в Сирии».

Макгерк неприкасаем!

После занятия президентского кресла Дональд Трамп смог сменить только часть чиновников времен Обамы и пока не коснулся команды, которая следит за сирийским досье. Известно, что именно эти сотрудники военных и разведывательных ведомств до сих пор навязывают администрации свои взгляды в направлении сотрудничества на поле боя с PYD-РПК. В число дипломатов, сыгравших важнейшую роль в установлении связей Вашингтон — РПК, входит Бретт Макгерк (Brett McGurk), который в прошлом году получил награду из рук террориста РПК/PYD. Макгерк также был в составе американской делегации в ходе недавнего визита Тиллерсона в Анкару. Известно, что сейчас в Ираке и Сирии находится более трех тысяч военных США.

Четыре сигнала Тиллерсону обновлено: Апрель 2, 2017 автором: Иван Сапожников