17 декабря началось празднование Шеб-и-Аруса по всей Турции и, конечно же, в сердце самой страны — Конье. Что это за праздник и кто такой Мевлана мы узнаем из этой статьи.
Мевлана Джелаледдин Руми был одним из самых видных представителей анатолийского мистицизма. Великий мудрец Мевлана был поэтом, философом, мистиком, духовным наставником и добродетельным человеком. Один из крупнейших философов исламского мира, Мевлана родился в городе Балх, расположенном на территории нынешнего Афганистана, предположительно в 1207-м году.
Свое первое образование Мевлана получил у Баха ад-Дина Валада, одного из самых видных мыслителей своей эпохи, которого называли «султаном ученых». Основу философии Мевланы составило духовное учение тасаввуф, которому он научился за пределами медресе. Мевлана на протяжении своей жизни написал пять важнейших произведений. Самым важным среди них признается «Месневи». Несмотря на то, что «Месневи» — это стихотворный слог классической восточной литературы, при упоминании Месневи в первую очередь вспоминают Мевлану.
Для того чтобы лучше понять Мевлану, необходимо рассказать о мистическом учении в исламе — тасаввуфе, в противном случае нельзя понять мысли Мевланы. Главной темой и посланием системы ценностей и произведений Мевланы является любовь к Аллаху и его творениям. Поэтому самым главным стержнем и центром философии Мевланы является Аллах. В фокусе его философии находится человечность, а целью является сделать человека зрелым, то есть помочь ему избавиться от земных желаний и приблизиться к божественной любви.
Философию Мевланы можно вкратце описать так: минимум еды, минимум разговоров, минимум сна, победа над нафсом, стойкость перед лицом страданий, причиняемых людьми, установление контактов с положительными людьми и дистанцирование от плохих людей. Согласно Мевлане, счастье для человека возможно, если он живет простой жизнью, вдали от всего наносного и поверхностного, дружелюбен с людьми и благодарен за то, что имеет. Философия мистицизма проявила себя не только в мышлении, но и в поведении Мевланы. Руми был крайне скромным человеком. Он избегал многолюдных мест, ему не нравилось, когда ему в знак уважения целовали руку и оказывали излишние почести. Он не судил о человеке по его социальному статусу и был приветлив с людьми всех сословий.
Для лучшего понимания личности и системы мышления Мевланы нельзя не упомянуть и о Шемс-и-Тебризи, который оказал на него большое влияние. Если не рассказывать об этом человеке, тогда наша история о Мевлане останется недосказанной. Шемс-и-Тебризи, который в корне изменил размеренную жизнь Мевланы, вдохнул в него радостное состояние души, не вмещающееся в привычные рамки, был ученым, мудрым наставником с четким видением. Шемс научил Мевлану избавляться от сознания земного «я», нафса, отвергать земные блага и побеждать желания, которые порождают страсти и вожделения. При сравнении Мевланы и Шемс-и-Тебризи можно сказать, что это были два равных по силе и глубине колоссальных мыслителя.
Для Мевланы, который описывал жизнь словами «Я был незрелым, но со временем я созрел и стал тем, кто я есть», смерть являлось перерождением и настоящим существованием. Согласно Мевлане, человек до появления на свет живет счастливой жизнью, потому что дух человека свободен, а при земном рождении он становится пленником в собственном теле. Руми верил, что дух в момент смерти освобождается от оков тела и воссоединяется со своим Любимым, то есть с Создателем. Поэтому смерти не надо бояться, так как она является, по сути, встречей с Аллахом и началом вечной жизни. Поэтому Мевлана называл день смерти «Шеби-Арус», что можно перевести как «день свадьбы» или «день встречи с любимым» и наказывает друзьям не горевать после его смерти.
После смерти Мевланы в Анатолии его сыном был основан орден «Мевлеви». Деятельность ордена распространилась по всей Анатолии после основания Османского государства и охранялась государством; предмет «Месневи» входит в обязательную программу при медресе.
Говоря о деятельности ордена «Мевлеви», необходимо сказать о символичном для ордена явлении, — танце вращающихся дервишей. Танец дервишей в ордене Мевлеви – это путь сближения, единения с Богом, путь постижения божественной истины. Танец можно охарактеризовать как шаг на пути к вселенской любви, молитву, ритуальный танец, несущий в себе особенности обряда. Для Мевланы нет времени, места и правил танца «Сема». Он исполнял этот танец каждый раз, когда входил в транс, чувствуя в каждой клеточке своего тела любовь к Аллаху, которая никогда не покидала его души. Радение дервишей, или танец вращающихся дервишей, внесен в 2005-м году в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Несмотря на то, что прошло более 800 лет с момента рождения Мевланы, его философия продолжает освещать души и путь людей. Его стихи обращаются ко всем людям, независимо от времени и места. Философия любви Мевланы на протяжении долгих веков привлекает внимание не только турецкого народа, но и всех людей мира разных культур и вероисповеданий. Мевлана оказал влияние на многих деятелей культуры, — от немецкого классика Гёте до известного хореографа Мориса Бежара, и это влияние сохраняется и в наши дни. Многие мыслители и писатели разделяют слова известного французского тюрколога, Ирен Меликофф, которая сказала: «Если все народы переведут на свои языки и прочитают произведения Мевланы, то в мире не останется ни вражды, ни войн, ни мести, ни ненависти».