Премьер-министр Ахмет Давутоглу ответил на вопросы по повестке дня

Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу в прямом эфире телеканала “А Haber” ответил на вопросы по повестке дня.

Коснувшись ситуации ротации одной части турецких военнослужащих в лагере Башика на юге Ирака, Давутоглу заявил, что на южной границе Турция не имеет противостояния ни с одной страной. «В Сирии существует незаконная структура. Она не имеет силы. По всей линии границы Сирии имеется незначительный контроль. А в Ираке есть законная власть, однако и его граница недостаточно защищена», – отметил он.

«И в этом смысле мы продемонстрировали разное поведение в вопросе безопасности на границе с Сирией и Ираком», – заявил премьер и добавил:

«Мы имели диалог с Сирией по вопросам безопасности, но она утратила свою легитимность, и по причине того, как этот режим угнетает собственный народ, мы, как бы сказать, приняли односторонние меры. Есть еще меры, которые мы принимаем или вынуждены будем принимать. А шаги, предпринятые нами в Ираке, по возможности, пытаемся согласовать с иракским правительством и принимать общие меры. Конечно, есть конкретные шаги в этой области, двустороннее принятие которых затруднено. Например, поступают разведданные и необходимо срочно принять конфиденциальные меры».

Давутоглу отметил, что ситуация турецкого лагеря обучения в Ираке не таит в себе никакой тайны, она создана с решения ООН в солидарности со всеми странами, ведущими борьбу против террористической организации ДАЕШ.

Отметив, что легальность баз в Башике и Дияне никак неоспоримо, Давутолу сказал: «Внезапный ряд мер предосторожности возник из-за необходимости после данных наших спецслужб о террористических атаках в лагере «Башика» около Мосула. Для защиты наших военнослужащих была проведена серия мер, в частности, небольшая ротация. Наши военные находятся там с целью обучения, а не для ведения боев. Они обучают местные силы самообороны, жителей Мосула, арабов, курдов и туркманов. А подкрепление было отправлено, чтобы защитить их. Некоторая реакция иракского правительства – это результат деятельности третьих сил в правительстве страны и международном сообществе. Они пытаются преподнести ротацию, как угрозу для суверенитета Ирака».

Давутоглу сообщил, что после этих событий он направил письмо премьер-министру Ирака Ибади, и позже, отправив в Багдад заместителей Министерства иностранных дел и Службы разведки, провели совместную оценку шагов. которые предпримут в будущем.

«Сирия – третья страна. Поэтому, отношения Турции и России не должны испытать на себе негативное влияние событий в третьей стране. Турция всегда принимала меры безопасности для защиты своего воздушного пространства в ответ на нарушения со стороны третьих стран. И мы не обязаны отчитываться по этому поводу. Отныне мы также готовы к контактам, переговорам и диалогу в соответствии с течением событий», – отметил он.

Давутоглу также положительно ответил на вопрос о том, «Достаточно ли числа турецких солдат в Башике, чтобы они смогли обеспечить собственную безопасность?».

Кроме того, глава правительства сказал, что если того потребует ситуация, то Турция может снова отправить туда подкрепление.

Давутоглу, отвечая на вопрос «Речь идет о соглашении. В этом соглашении есть что-либо помимо вывода войск?, сказал: «Наши советники отправились в Ирак с четким посланием. Турция готова ко всякому сотрудничеству в борьбе с террористической организацией ДАЕШ. В этом отношении у Турции нет какой-либо скрытой повестки. В рамках этого сотрудничества мы всегда готовы заключить соглашение с Ираком и вместе проводить деятельность. В этом отношении у Анкары нет как предрассудков, так и обеспокоенности или отговорок. Мы убеждены в том, что сможем разрешить все вопросы, проведя с иракскими властями переговоры лицом к лицу».

«Коалиция более года проводит некоторые работы в связи с операцией в Мосуле. Для нас важным является укрепление законных иракских сил безопасности таким образом, чтобы в Мосуле, а впоследствии на территории всего Ирака была обеспечена безопасность», – подчеркнул премьер.

Политик ответил на вопрос о развитии отношений между Россией и Турцией с учетом того, что первая настроена на эскалацию напряженности.

«Турция с самого начала отслеживала открытую и принципиальную политику. Турция защищала свое воздушное пространство. Никто не может вынудить силы безопасности приносить извинения в связи с этим или же компенсировать это. Турция поддерживала и продолжит всегда поддерживать тесные дружеские отношения с Россией. Отслеживать политику, направленную на разрыв отношений или эскалацию напряженности, неправильно», – добавил он.

«Сирия является третьей страной. А процессы, происходящие в третьей стране, не должны оказывать негативного влияния на российско-турецкие отношения. Турция неизменно предпринимает меры безопасности в отношении угроз, исходящих из третьих стран. В данном вопросе мы не обязаны предоставлять какие-либо разъяснения. Мы и впредь будем проявлять готовность к любым формам диалога», – сказал Ахмет Давутоглу.

В связи с обстрелом турецкого судна со стороны российского корабля предприняты необходимые дипломатические инициативы, отметил премьер-министр.

«Подобные требования не могут быть предметом обсуждений, так как речь идет о действиях, направленных на защиту воздушного пространства Турции», – сказал Давутоглу, отвечая на вопрос о требованиях России принести извинения, наказать виновных и выплатить компенсацию в связи с инцидентом с российским военным самолетом, сбитым из-за нарушения воздушного пространства Турции.

Отвечая на вопрос о том, предложила ли Турция российской стороне механизм, предусматривающий обсуждение данного вопроса на международном уровне, Давутоглу сказал:

«В международном контексте поле открыто. Мы коснулись этого в ходе встречи главы нашего МИД с господином Лавровым. Давайте сформируем делегации, в составе представителей сил безопасности, разведки и дипломатов, с тем, чтобы обсудить все проблемы и предпринять необходимые шаги по предотвращению аналогичных ситуаций в будущем. В этих вопросах наши двери открыты. Мы готовы держать открытыми наши каналы связи с Россией. Но наше воздушное пространство неприкосновенно. Мы готовы к любым формам диалога, но наше воздушное пространство, сухопутные и морские границы закрыты для любых военных средств. Мир должен знать об этом».

– «Реализация проекта Аккую продолжается»

Отвечая на вопрос о том, есть ли повод для беспокойства касательно поставок российского газа в Турцию, Давутоглу ответил: «В настоящее время такой проблемы не существует. Сотрудничество в сфере энергетики основывается на взаимных интересах и взаимозависимости. Надеемся, что Россия не откажется от выполнения своих обязательств, которые вытекают из существующих договоров, нанеся тем самым урон собственному авторитету и репутации. Не думаю, что они откажутся от поставок. Россия является крупнейшим производителем газа. В случае если будут допущены какие-либо ошибочные действия в отношении Турции, другие страны будут вынуждены много раз подумать, прежде чем открыть свои рынки для России».

«Сотрудничество в этих сферах закреплено международными договорами. В случае одностороннего расторжения договора теряет лишь одна из заключивших его сторон. Поэтому, к данному вопросу следует подходить спокойно и взвешенно. Не думаю, что мы можем столкнуться здесь с какими-либо сложностями. Однако, в случае их возникновения Турция готова предпринять соответствующие меры», – сказал премьер-министр, отвечая на вопрос о строительстве АЭС Аккую.

По словам Ахмета Давутоглу, обстоятельств, обуславливающих сворачивание проекта «Аккую», нет.

Премьер-министр Ахмет Давутоглу ответил на вопросы по повестке дня обновлено: Декабрь 14, 2015 автором: Иван Сапожников