Топ-10 турецких фильмов 2015 года

Судя по цифрам, турецкая киноиндустрия в этом году, можно сказать, достигла пика своей производительности: 130 фильмов турецкого производства появились на экранах кинотеатров, страны по сравнению со 112 кинокартинами, вышедшими на экраны в прошлом году.

Но всегда остается открытым вопрос: соответствует ли количество качеству?

Честно говоря, я без особого труда составил свой список десяти лучших, выпущенных в этом году, турецких фильмов. Не все семена,посеянные в почву, дали хороший урожай. Тем не менее – вот список достойных вашего внимания фильмов 2015 года, расположенных в произвольном порядке.

Фильм начинающего кинорежиссера Эмина Альпера Abluka («Безумие») получил специальный приз на Венецианском кинофестивале в этом году, а также награду в категории «Лучший фильм» на ежегодном кинофестивале в Адане. Фильм рассказывает об одном из самых интересных поворотов в политической жизниТурции, который, по сюжету, случится в ближайшем будущем в мрачном Стамбуле. События фильма разворачиваются на фоне эскалации политического насилия в Стамбуле – некоторые районы города находятся под строгим надзором полиции. Теперь эта ситуация не кажется уж настолько невообразимой, учитывая то, чтопроисходит в настоящее время на юго-востоке Турции. Безупречная режиссерская работа Альпера, повергающая зрителей в трепет кинематография, а также используемые в фильме выразительные средства высоко поднимают планку снятого в Турции независимого артхаусного кино.

Следующий по списку – фильм начинающего режиссера Толги Карачелика Sarmaşık («Плющ»), получивший главный приз на прошедшем в прошлом месяце в Анталье кинофестивале «Золотой апельсин». Фильм рассказывает уникальную историю, произошедшую на борту большого сухогруза, вызывающего приступы клаустрофобии у членов его команды. Члены экипажа – мужчины из разных слоев общества – поочередно начинают испытывать приступы паранойи, связанной с изоляцией от внешнего мира и отсутствием к ним всякого интереса со стороны общества. Личностные качества персонажей этого фильма являются меткой аллегорией имеющих место в современном турецком обществе тенденций ко взаимным обвинениям и нетерпимости. Меланхоличное повествование вовлекает аудиторию в захватывающий водоворот и вызывает у зрителей сильные чувства.

Третий в моем списке – фильм Озджана Альпера Rüzgarın Hatıraları («Воспоминания ветра»), вышедший в прокат в декабре – практически в самом конце этого года. Картина покорила зрителей своим поэтическим повествованием об армянском журналисте, который во время Второй мировой войны был вынужден бежать из Турции из-за оказываемого на представителей национальных меньшинств давления со стороны правительства. Побег главного героя в деревушку Артвин вблизи границы с Грузией пробуждает в нем детские воспоминания о событиях 1915 года, в которых переплетаются реальные факты и подсознательные образы. Это одно из самых интересных киноявлений этого года, особенно если рассматривать социально- политический и связанный с личными переживаниями контексты фильма, а также решение режиссера раскрыть главную тему посредством поэтических и литературных приемов. Надо сказать, для тех, кто знакм с творчеством итальянского писателя еврейского происхождения Примо Леви, картина «Воспоминания ветра» будет наполнена гораздо более глубоким смыслом.

Премьера фильма Nefesim Kesilene Kadar («Пока я не перестану дышать»), снятого женщиной-режиссером Эмине Эмель Балджи, состоялась на Берлинском кинофестивале в начале этого года. В октябре, наконец, картина вышла на отечественных киноэкранах. Фильм повествует неприглядную историю приключений девушки по имени Серап, работающей в маленькой пошивочной мастерской. Серап, живущая вместе с сестрой и жестоким зятем, мечтает накопить деньги на то, чтобы съехаться со своим непутевым отцом. Единственная проблема заключается в том, что ее отец – ненадежный по жизни человек, и Серап, движимая стремлением взять все в свои руки, продолжает находиться в заблуждении. Главная героиня, которую сыграла Эсме Мадра, поражает своей невозмутимостью и одновременно неистовым стремлением к осуществлению заветной мечты.

Другая женщина-режиссер Айсим Туркмен в своем откровенном фильме Çekmeköy Underground («Метро Чекмекей) представила вниманию зрителей смелый рассказ о джентрификации – постепенном устранении бедных рабочих городских кварталов и переселении живущих там людей в благоустроенные места проживания. Фильм также затрагивает тему молодёжной субкультуры подростков, живущих на окраинах Стамбула. Несмотря на то, что вышедший в прокат в марте 2015 года фильм, к сожалению, не собрал должных кассовых сборов, он, определенно, заслуживает особого внимания благодаря грамотно использованному превосходному звуковому сопровождению и яркой игре одного из самых талантливых молодых актеров нашей страны.

Картина Bulantı («Тошнота») нестареющего ветерана режиссерского цеха Зеки Демиркубуза, возможно, и не самая сильная работа режиссера, но его мятежный стиль и пессимистическое человеконенавистничество странным образом продолжают очаровывать зрителей в этом супермалобюджетном фильме. Картина рассказывает о профессоре университета, неожиданно столкнувшемся с потерей близких, что стало для него началом нового жизненного этапа, а также о серьёзных психологических проблемах – «темных» сторонах человеческого подсознания, связанных с переживанием горя и проявившейся озлобленностью.

Kuzu («Ягненок») режиссера Кутлуга Атамана также стал одним из самых изысканных фильмов этого года. Картина представляет собой характерную юмористическую интерпретацию провинциального макиавеллизма (политики, основанной на культе грубой силы и пренебрежении нормами морали). Фильм также запомнился превосходной игрой Несрин Джеватзаде в роли женщины, вынужденной принимать трудные решения, чтобы справиться с проблемами своей семьи. Дети-актеры, сыгравшие в картине, – озорные и одновременно наивные – были просто великолепны, и, на самом деле, эти двое стали «изюминкой» всего киноповествования.

Режиссерский дебют актёра Али Атая Limonata («Лимонад») – фильм об автомобильном путешествии главного героя – стал одной из самых «интеллигентных» комедий этого года. Кроме того, картина также добилась хороших кассовых сборов. Это история о злоключениях сына, которого уговорили встретиться со второй семьей отца,о существовании которой он и не подозревал. Сыгравший главную роль актер Серкан Кескинер был как всегда убедителен со своими вызывающими сочувствие, но все же набившими оскомину выражениями.

И последнее, но не менее важное, 10-е место в моем списке разделяют два замечательных примера популярного комедийного кино. Первый фильм – вдохновляющая история о любви к спорту режиссера Эмре Шахин Takim: Mahalle Askina («Команда: За любовь к району!»). Это симпатичная история побед любительской футбольной команды, пытающейся помешать масштабным планам по развитию города, наступающего на их тихий райончик. В фильме присутствуют нотки комедии и сентиментальности, составляющие идеальный баланс.

Другой фильм – комедия Nadide Hayat («Драгоценная жизнь») режиссера Чагана Ырмака также является вдохновляющей историей успеха. Фильм рассказывает о жизни веселой 50-летней вдовы (в исполнении Демет Акбаг), которая решает вернуться на работу в университет, чтобы восстановить утраченную ею самооценку. Этот фильм – забавный коктейль из комедии «Ширли Валентайн» и чилийской мелодрамы «Глория». И приз «Достойные упоминания фильмы» присуждается…

В список других достойных упоминания фильмов этого года входят два самых кассовых кинохита, которые, возможно, не являются особо замысловатыми продуктами киноиндустрии, но которым все же удалось грамотно соответствовать пожеланиям турецкого общества, когда речь идет о развлекательном жанре.

Продолжение сиквела «Необычная свадьба 2: Обрезание» и «Говори столько же, сколько твой муж» – обе картины сняты кинокомпанией BKM. Первый фильм рассказывает о праздновании обряда обрезания, внезапно пошедшем не по сценарию. Второй – романтическая комедия, напоминающая женщинам о том, что не надо зацикливаться на идее замужества.

Не забудьте также про картину«Мустанг» женщины-режиссера Дениз Гамзе Ергювен, хотя этот фильм нельзя назвать чисто турецким – картина совместного производства четырех стран номинировалась на Оскар, представляя Францию. Тем не менее сюрреалистическое видение Ергювен патриархального, принятого в Турции отношения к женщинам, по-прежнему предстает перед глазами, когда вспоминаешь лучшие фильмы 2015 года.

МК-Турция

Топ-10 турецких фильмов 2015 года обновлено: Январь 6, 2016 автором: Иван Сапожников