Собеседник / Проровская Ирина — 7 февраля 2016
В то время как Египет и российские туристы получили шанс снова обрести друг друга – такую возможность озвучил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, в отношении Турции всё по-прежнему. Наш корреспондент побывала на турецких курортах и убедилась, что там не теряют надежду увидеть россиян в скором времени.
Без лекций, но с вопросами
Запрет на полеты чартеров и на продажу путевок многие россияне восприняли как запрет на Турцию вообще. Как будто «Турция» и «тур» – синонимы и одного без другого не бывает. Мысль, что туда по-прежнему летают регулярные рейсы, билет на которые может купить любой без риска быть остановленным в аэропорту за нарушение чего-нибудь, их несколько обескураживает. Тем не менее самолеты, ежедневно отправляющиеся из Москвы в турецкие аэропорты, не пустуют. Стамбул, например, был и остается крупнейшим в мире пересадочным узлом, через который можно попасть в такие точки планеты, о существовании которых не каждый подозревает. С некоторых пор, правда, Стамбул фигурирует и в качестве перевалочного пункта для тех, кто направляется в ИГИЛ (организация запрещена в России), потому повышенный интерес к пассажирам на пограничном контроле в московских аэропортах вполне понятен. Там просят предъявлять документы, которыми раньше не особо интересовались – например свидетельства о рождении детей, и задают непривычно много вопросов. – Вы летите в Стамбул? – Нет, в Анталью с пересадкой. – С какой целью? С кем вы летите? Когда ваш следующий рейс? Знаете ли, когда вернетесь? Ты бегло описываешь свой маршрут и получаешь от пограничника – нет, не лекцию о нежелательности поездок в Турцию, а документы и любезное: – Прекрасные планы. Счастливого пути.
«Вы ведь приедете летом?»
На введение Россией виз отвечать «симметрично» Турция не стала. Слухи о ее готовности к контрсанкциям ходят, но меры вряд ли коснутся туристической сферы: турки слишком долго ее выстраивали, чтобы делать резкие движения. Наоборот: такое ощущение, что там считают ситуацию с российскими туристами временной, надеются, что «рассосется» и на анатолийских пляжах уже весной всё станет, как всегда. Это заметно сразу по прилете: из иллюминатора виден телетрап с рекламой крупного российского туроператора. На стоянке аэропорта в Анталье – ряды «брендированных» автобусов со знакомыми каждому нашему туристу названиями: ни одна из этих компаний больше не возит клиентов в Турцию, но никто не кинулся ни закрашивать их логотипы, ни снимать билборды, в огромном количестве установленные вокруг аэропорта.
В Даламане, куда россияне летали чуть менее активно, чем в Анталью, сейчас очень гордятся грядущей масштабной реконструкцией аэропорта, для которой привлекли многомиллионные инвестиции. По всему терминалу – растяжки с этой новостью и обещанием, что совсем скоро туристам будет еще комфортнее. Прочитав об этом на русском языке, испытываешь чувство неловкости. Это не впервые. Схожее чувство возникает, когда в самолете находишь газету, полностью посвященную теме российско-турецкой дружбы. И когда в ресторане тебя узнают и спрашивают, как погода в Москве. И когда хозяин магазина, извинившись за отсутствие нужного товара, предлагает: – Я найду его для вас, вот моя визитка – напишите мне ближе к делу. Вы ведь приедете летом? Ты не знаешь, что ответить, молча улыбаешься и замечаешь, что пожилой турок все понял и теперь ему тоже неловко.
Международный терминал закрыт
Сезон в Турции начинается в апреле и длится до ноября. Но туристы ездят туда круглый год, просто с разными целями. Январь на побережье Средиземного и Эгейского морей – это +15 градусов и постоянное солнце. Пляжи пусты, закрыты многие рестораны и отели, зато цены в тех, что работают, заметно ниже и нет толп народа. Зимой сюда едут в основном те, кому интересны достопримечательности, любители спокойного, «пенсионерского» отдыха и владельцы недвижимости. Многие россияне сейчас действительно продают свои турецкие «дальние дачи», но этот процесс связан не с каким-то мифическим притеснением со стороны местного населения, а с курсом валют: жилье у многих куплено в ипотеку, платежи стали неподъемными.
В прошлые январи чартеры из России прилетали в Анталью ежедневно, опровергая устоявшееся мнение, будто россияне интересуются только пляжем и ол-инклюзивом. Сейчас международный терминал пуст. Перед ним все те же флаги – Турции, Великобритании, Германии и России. – Извините, вам нужно проехать вон туда, за тем автобусом, – сотрудник службы безопасности аэропорта показывает в сторону неоновой надписи Domestic Terminal. – Этот терминал закрыт, все рейсы теперь вылетают из внутреннего. На улице перед закрытым международным и работающим внутренним терминалом дежурит машина скорой помощи; смешливые парамедики пьют кофе из пластиковых стаканчиков. Поймав взгляд и услышав русскую речь, они расплываются в улыбках и спрашивают: – Всё хорошо? По нынешним временам, ребята, это чертовски непростой вопрос.
Между тем: Нельзя продавать путевки в Турцию, но рассказывать о ней – можно?
Роспотребнадзор провел массовые проверки российских туристических компаний на предмет соблюдения президентского указа о специальных экономических мерах в отношении Турецкой Республики, который поставил продажу путевок в эту страну под запрет. Как сообщили в ведомстве, серьезных нарушений выявлено немного, хотя были обнаружены «конторы», которые предлагали отправлять туристов в Турцию через соседние государства. С этой лазейкой обещают разобраться. Хотя юристы считают, что нарушение закона в этом случае еще надо доказать. – Если в совокупности всех доказательств будет ясно, что агентство действительно продало тур в Турцию, хоть и с транзитом через третью страну, оно может быть привлечено к ответственности, – объясняет Ольга Плещук, руководитель претензионно-искового отдела юридического агентства «Персона Грата». – Но если турист в агентстве купил только билеты – вопрос спорный. Ведь авиакомпаниям не запрещено продавать билеты в Турцию на регулярные рейсы. А вот бронировать туристу гостиницу агентству рискованно, это может быть признано нарушением закона. В СМИ прошла информация о том, что не только за бронирование отеля на территории Турции, но даже за рассказ на своем сайте, как в этой стране хорошо, турагентству грозит штраф, даже если оно не предлагает организовать поездку. По словам юриста, это можно обжаловать: – Информация о природе, традициях, географии, религии страны не дает потребителю понять, что турфирма предлагает туры туда, если на сайте нет конкретных предложений. Точно так же обычным людям, которые выкладывают, например, в соцсетях фотографии или рассказы о Турции, ничего не грозит, так как они делают это без цели осуществления предпринимательской деятельности и проверкам Роспотребнадзора не подлежат.
«Вы ведь приедете летом?» Как живет Турция без российских туристов обновлено: Февраль 7, 2016 автором: