Коды военных контактов между Турцией, Россией и Ираном

Aydinlik Gazetesi / Мустафа Бирол Гугер (Mustafa Birol Guger) — 16 августа 2017

В то время как Анкара с разницей в несколько дней принимает глав генштабов Ирана и России, Aydınlık предлагает своим читателям коды этого необычайного оживления по линии военных ведомств.

15 августа начальник Генштаба Ирана, генерал Мухаммед Бакири (Muhammed Bakiri) прибыл в Анкару и встретился с главой Генштаба Турции Хулуси Акаром (Hulusi Akar). Вслед за этим министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу (Mevlüt Çavuşoğlu) заявил, что Турцию также посетит начальник Генштаба России Валерий Герасимов.

Генерал Бакири стал первым главой Генштаба Ирана, посетившим Турцию со времен Исламской революции 1979 года, и прежде всего это обстоятельство, вне всякого сомнения, делает этот визит важным и уникальным. К тому же есть ряд конъюнктурных событий, которые подкрепляют исторический характер этого визита.

«Распад Ирака неприемлем»

В тот момент, когда генерал Бакири ступил на землю Анкары, Высшая независимая комиссия по выборам и референдуму Курдской региональной администрации Ирака занималась определением даты давно планируемого «референдума о независимости». По итогам голосования большинством голосов было принято решение провести референдум 25 сентября.

Генерал Бакири в заявлении, сделанном 17 июля, отметил, что референдум, предусматривающий отделение Курдской региональной администрации от Ирака, «неприемлем». «Это неприемлемо для соседей Ирака, — сказал иранский генерал. — Сохранение суверенитета и территориальной целостности Ирака отвечает интересам всех этнических и мазхабных групп в стране».

После этого визита, который AFP назвало «неожиданным», VOA — «редким», а близкая к турецкому правительству газета Daily Sabah — «важной вехой», Бакири в беседе с IRNA резюмировал свои контакты в Турции такими словами: «Мы долго не совершали таких визитов. Но учитывая события в регионе, вопросы, связанные с безопасностью двух стран, безопасность наших границ и борьбу с терроризмом, этот визит необходимо было совершить».

«Удар по атлантическому фронту»

А отголоски, которые этот визит вызвал в Турции, иранцы прочитали в важном заявлении, сделанном бывшим генеральным секретарем Национального совета безопасности Турции Тунджером Кылынчем (Tuncer Kılınç) для иранской прессы. Кылынч в своем выступлении отметил: «[Этот визит] представляет собой историческую веху во внутренней политике Турции и региональной дипломатии Ирана. Если Турция и Иран будут действовать вместе, в истории региона может открыться новая страница».

Кылынч, по выражению которого, Турция привыкла принимать «голубоглазых генералов» и «янки», в последующей части своего выступления расценил визит иранского генерала в Анкару или, по его словам, официального лица из Западной Азии как «удар, который Турция нанесла по своим отношениям с атлантическим фронтом».

По мнению Кылынча, этот визит был историческим символом для Турции, которая переживает необыкновенные метаморфозы. Кылынч пояснил эти изменения такими словами: «[Турция] приближается к России и Китаю и в то же время отдаляется от политики Эр-Рияда, Абу-Даби, Брюсселя, Вашингтона. Все параметры указывают на эти перемены».

Политика Турции в Сирии…

Как сообщается в статье, опубликованной на эту тему в иранской газете Vatanemrooz, еще одним важным пунктом повестки встречи Бакири и Акара стала текущая ситуация в Сирии.

Газета подчеркивает, что этот визит состоялся через день после того, как президенты России и Ирана Владимир Путин и Хасан Роухани провели переговоры на тему Сирии. Также отмечается, что в сирийской политике Турции наблюдаются определенные изменения: террористические группы, свившие гнездо в Идлибе, подталкивают Турцию к выработке комплексного решения.

Здесь полезно вспомнить сообщение, которое газета Zaman el-Vasl опубликовала 7 августа со ссылкой на источник в Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил: «Турция прекратила финансовую поддержку коалиции».

Ранее финансовая поддержка Турции этой созданной по инициативе США организации составляла более 320 тысяч долларов в месяц.

Критическая точка — Идлиб

Турецкие, российские и иранские эксперты, которые встретились на прошлой неделе в Тегеране, обсудили последние события в Сирии, и ситуация в Идлибе вышла на первый план как важный пункт повестки дня.

Так, на прошлой неделе в прессе нашли отражение сообщения о том, что силы Рабочей партии Курдистана (РПК) / Партии «Демократический союз» (PYD) при поддержке США готовятся атаковать Идлиб, южного соседа оккупированного ими Африна.

Как отмечалось в статье, опубликованной 13 августа в Yeni Şafak, в рамках плана США по созданию террористического коридора в Сирии силы РПК должны захватить зону проведения операции «Щит Евфрата», и Идлиб в этой связи имеет решающее значение.

Ведь для того, чтобы достичь Средиземного моря, РПК, нацеленной на соединение так называемых кантонов в Африне и Кобани, нужно оккупировать и Идлиб.

В этом направлении США, которые ранее под предлогом ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) передали РПК север Сирии, сейчас рассчитывают расширить террористический коридор, оккупировав Идлиб под предлогом «Аль-Каиды» (запрещена в РФ — прим. ред.).

Цель визита — террористический коридор

Подготовку «референдума» на севере Ирака невозможно представить независимо от действий США по обучению и вооружению РПК / PYD на севере Сирии.

Только за прошедшие два месяца Пентагон отправил РПК / Отрядам народной самообороны (YPG) более 1100 грузовиков с оружием и боеприпасами.

30 апреля источники, связанные с пешмерга, в беседе со Sputnik сообщили, что для двух новых батальонов пешмерга, которые, как предполагается, будут созданы в начале следующего года, США намерены отправить оружия и боеприпасов на сумму 110 миллионов долларов.

В этом же сообщении отмечалось, что США также возьмут на себя обучение этих батальонов. Сумма, которая будет потрачена на батальоны вместе с обучением и другими расходами, составит 200 миллионов долларов.

На фоне всех этих событий весьма высока вероятность того, что иракские и сирийские курды, которых США и западная коалиция обучают, вооружают и превращают в регулярную армию, в один прекрасный день отбросят в сторону свой конфликт интересов, объединятся опять же при поддержке западных государств и решат перенести войну на территорию Турции и Ирана.

Земля региона постепенно нагревается

В этих условиях встреча начальников генштабов Турции и Ирана — стран, которые имеют общую границу протяженностью 500 километров, многовековую традицию государственности и соседства, две сильнейшие армии в регионе, — обнаруживает историческую цель.

Когда мы писали эти строки, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил, что начальник Генштаба России Валерий Герасимов посетит Турцию для обсуждения ситуации в Идлибе.

Углубляющиеся противоречия между атлантическими и евразийскими державами указывают на то, что конфликт будет продолжаться по крайней мере в виде «войны чужими руками» до тех пор, пока одна из сторон не признает окончательного поражения.

Тем не менее статистика, которую представляет сам Пентагон, наглядно показывает, кто те силы, которые идут вверх вместе с вновь создаваемыми союзами.

Коды военных контактов между Турцией, Россией и Ираном обновлено: Август 19, 2017 автором: Рамиз Самедов