Habertürk / Фатих Алтайлы (Fatih Altaylı) — 29 августа 2017
Напряженность между Турцией и Германией постепенно возрастает, и, на мой взгляд, наши отношения находятся на худшем уровне за всю историю.
Судя по обнажаемым мечам и взаимным резким заявлениям, в ближайшей перспективе невозможно ожидать какого-либо движения в «лучшую» сторону. Гораздо выше кажется вероятность изменения к «худшему».
В нашей стране некоторые говорят, что Германия «завидует» Турции, и связывают этот вопрос прежде всего со строительством третьего аэропорта в Стамбуле, а именно беспокойством Германии и немецкой авиакомпании Lufthansa в связи с этим проектом.
Эту точку зрения нельзя назвать авторитетной и правильной. Я не думаю, что третий аэропорт в Стамбуле настолько беспокоит Германию, что мог вызвать такую враждебность. Германия не завидует третьему аэропорту. А если и завидует, то не в такой степени.
Но есть еще кое-что, чему Германия завидует, и, по мнению директора Исследовательского центра энергетической политики Босфорского университета, профессора Гюркана Кумбароглу (Gürkan Kumbaroğlu), причина этой зависти — «трубы».
Как пояснил мне профессор Кумбароглу, в политике взаимной напряженности с Германией есть еще энергетическое измерение, и оно имеет большое значение. Энергетика — возможно, даже главная причина.
Кумбароглу говорит: «По итогам исследования, профинансированного министерством иностранных дел Германии, результаты которого были опубликованы в ноябре 2016 года, проект «Северный поток-2″, нацеленный на передачу природного газа из России в Германию, должен сделать Германию газовым центром Европы. Вскоре после опубликования результатов исследования министр экономики и энергетики Германии сменил свое место службы и занял кресло министра иностранных дел».
И здесь, по выражению профессора Кумбароглу, стало происходить то, чего боялись.
Потому что Турция в связи с проектом «Турецкий поток», проектом Трансанатолийского газопровода (TANAP) и ее ролью в передаче израильского природного газа в Европу по сути выбивает проект «Северный поток-2» «за боковую линию».
Кумбароглу говорит: «Мы можем сказать, что проект «Северный поток-2″ — прямой конкурент «Турецкому потоку» и другим проектам трубопроводов, которые будут идти в Европу через Турцию. Быстрый ход строительства TANAP, «Турецкого потока», а также то, что на повестке дня фигурирует передача иранского и израильского газа в Европу через Турцию, — все эти события заводят в тупик проект «Северный поток-2″. Все это порождает конфликт интересов между Турцией и Германией в энергетике. В этом конфликте интересов Турция в силу своего географического положения во многом превосходит Германию, поскольку дает Европе возможность разнообразить источники получения энергоресурсов. Разнообразие источников обеспечивает ЕС важное преимущество как с точки зрения рыночной конкуренции, так и безопасности поставок. И эта ситуация становится причиной эскалации напряженности».
По словам Кумбароглу, и США, и страны ЕС выступают против проекта «Северный поток-2», который укрепит и монополизирует энергетическое доминирование России. Это также во многом действует на нервы Германии.
Германию волнуют «трубы» обновлено: Сентябрь 2, 2017 автором: