Karar / Менсур Акгюн (Mensur Akgün) — 15 ноября 2017
Турция решает имеющиеся проблемы с Россией. Впервые за долгое время две страны сближаются друг с другом. Еще не все проблемы решены, и не все ожидания Турции выполнены, но сближение продолжается. Встреча в Сочи также была важным шагом в этом направлении. Весомую лепту в этот процесс вносит кризис доверия, который мы переживаем в отношениях с США, а также то, что Россия стала нашим соседом и на южных рубежах. Но даже без этих проблем, а точнее, геополитических сдвигов Российская Федерация — важная страна и торговый партнер для Турции.
То же самое характерно и для России. Не будем забывать, что России тоже нужно продавать свои товары и видеть вокруг государства, которые с пониманием относятся к ее интересам. Турции для того, чтобы быть в хороших отношениях с Россией, не обязательно выходить из НАТО и иметь проблемы в отношениях с США. Тот факт, что Турция как член НАТО проявляет чувствительность к интересам и ожиданиям России, тоже важен. А важнее всего то, что Турция держит в своих руках козырь, который может нарушить все балансы в уязвимом для России месте.
Этот козырь — Конвенция Монтре, подписанная 20 июля 1936 года и регламентирующая прохождение морских судов через проливы Босфор и Дарданеллы. Эта конвенция в принципе сохраняет за торговыми судами с иностранным флагом свободу прохождения, а проход военных кораблей подвергается ограничениям. Важнейшее из них — по тоннажу, что оговаривается в 18-й статье Конвенции. Кроме того, есть запреты, введенные на виды оружия и типы кораблей. Благодаря этому, например, Шестой флот ВМС США не может войти в Черное море.
В момент какого-нибудь кризиса, как, например, в ходе вмешательства в Грузию в 2008 году или кризиса на Украине в 2014 году, США могут демонстрировать свое присутствие в Черном море только в рамках ограниченных возможностей, допускаемых Конвенцией Монтре. А с помощью всевозможных маневров российских воздушных и морских сил политико-психологическое влияние этого присутствия без труда сводится к нулю. Америка давно обеспокоена Конвенцией Монтре и режимом, порожденным тем, что этой конвенцией управляет Турция. Румынию, Болгарию и Грузию, которые имеют выход к Черному морю, тоже трудно назвать довольными.
Турция же полагает, что Конвенция служит интересам национальной безопасности. Конвенция предусматривает предварительное уведомление властей Турции о прохождении военных кораблей, их проход через проливы в определенном количестве и порядке, а самое главное, что в случае войны или угрозы военной опасности управление режимом прохождения через проливы остается на усмотрение Турции. Но тот факт, что прохождение торговых судов никак не ограничивается, время от времени огорчает Анкару. Вырабатывать решение проблем она пытается то с помощью локальных мер, то посредством Международной морской организации.
При этом больше всего счастья и пользы нынешний режим черноморских проливов доставляет России. Москва, которая в 1945-46 годы предалась таким иллюзиям, как изменение режима в свою пользу и даже создание базы в проливах, в начале 1950-х годов отказалась от этих чаяний. России нужно, чтобы Турция и дальше поддерживала этот режим, сохраняла ограничения, введенные в 1936 году в отношении военных кораблей нечерноморских государств, продолжала разрешать прохождение российских авианосцев, взимала максимально низкую плату и пошлину за проход торговых судов.
Москва знает, что Турция — единственная страна, которая может сохранить чувствительный баланс, установленный в 1936 году. Ведь подписанты имеют право потребовать обсуждения и пересмотра конвенции. И Москва опять же знает: если конвенция однажды снова ляжет на стол, она не останется целой и невредимой. Если обсуждение однажды начнется, то это приведет к краху режима, закрепленного Конвенцией Монтре, а если Турция не будет сопротивляться, то этот документ заменят положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года о международных проливах. А это будет подразумевать неограниченное прохождение военных кораблей нечерноморских государств.
То есть Конвенция Монтре по сути превращает Турцию в стратегического партнера России. Анкара, защищая этот режим, отвечающий в том числе ее собственным интересам, и, конечно, трактуя его в лад с ожиданиями Москвы, вносит важный вклад в обеспечение безопасности России (хотя нельзя сказать, что он высоко ценится). Да, в нынешних условиях Турции не нужно превращать проливы в козырь для торга. Но, возможно, было бы полезно время от времени напоминать, подчеркивать, что у нас есть общие интересы. По крайней мере, какой-нибудь мозговой центр или университет из Турции мог бы организовать в Москве конференцию на эту тему…
Напоминание о проливах обновлено: Ноябрь 18, 2017 автором: