Milli Gazete / Мехмет Сейфеттин Эрол (Mehmet Seyfettin Erol) — 29 января 2018
Организации, которые раз за разом подвергались «обману» в течение последних трех-четырех месяцев, будучи орудием имперских держав и инструментом претворения в жизнь проекта «Большой Ближний Восток» в северном Ираке и северной Сирии, сейчас обвиняют в предательстве тех, кто использовал их в своих интересах и бросил в беде. Еще одна трагикомическая сторона ситуации состоит в том, что те, кто предал свою родину, и те, кто использовал их и сам был предан, жалуются друг на друга…
Уверен, вам нетрудно понять, о чем я говорю, но тем не менее для более полного понимания того, что пытается сделать Россия, я несколько раскрою эту тему. Первое событие, как вы знаете, было связано с тем, что происходило в ходе кризиса вокруг референдума 25 сентября в северном Ираке. Салих Муслим (Salih Müslim, бывший сопредседатель курдской Партии «Демократический союз» — прим. пер.) оказался в таком же положении, как и Барзани, который поначалу набрал обороты при поддержке США и Израиля, а впоследствии, когда США внезапно затормозили перед решимостью трио Турция — Иран — Ирак, ударился о стену.
Второе «предательство» произошло с началом операции «Оливковая ветвь», которая идет полным ходом в Африне — Манбидже и в ближайшие дни, как ожидается, распространится на восток от Евфрата. В то время как часть групп, которые, как утверждается, представляют курдов в регионе, обвиняют в предательстве США, другая часть — указывает на Россию.
Например, Россию, силы которой на протяжении двух лет присутствовали в Африне, обвинил в предательстве курдов так называемый главнокомандующий террористической организации Отряды народной самообороны (YPG) — Партия «Демократический союз» (PYD) / Рабочая партия Курдистана (РПК) / «Демократические силы Сирии» (SDG) Сепан Хамо в сделанном на днях заявлении для прессы. Как Россия ответила на это? Она сказала: «Без комментариев!»
Значит ли это, что вопрос остается открытым?
Первым, что пришло мне на ум, когда я услышал этот ответ, было крепкое и глубокое сотрудничество России и Турции в противостоянии «проекту закавказской стены», запущенному Великобританией в первые годы войны Турции за независимость, и единый ответ двух государств, данный армянским бандам, которые стали служить частью британского проекта и пытались реализовать его, прикрываясь мечтой о «Великой Армении». (Желающие глубже ознакомиться с этой темой могут обратиться к моей статье «Проект закавказской стены и Турция».)
Поэтому можно сказать, что с точки зрения России налицо тоже было предательство, и русские приняли решение наказать предавшую их PYD-YPG/РПК, которая стала служить США под крышей SDG.
Так, похожую точку зрения выражает журналист газеты «Аль Рай» (Al Rai) и автор статей по внешней политике Элайджа Манье (Elijah Magnier) в опубликованной на сайте «Голос Америки» статье под названием «Как операция в Африне повлияет на отношения сторон в Сирии?». «Утверждается, что отношения России с курдами, которые долгое время были сбалансированными, стали ухудшаться на фоне сближения курдов с США, — отмечает Манье. — Русские на протяжении истории неоднократно поддерживали курдов, но сейчас курды в Сирии присоединились к рядам Америки, а присутствие США противоречит интересам России. Россия выступает за целостность Сирии, поскольку Сирия — ее задний двор. Россия останется в Сирии по меньшей мере на ближайшие 50 лет. Поэтому в интересах России — безопасность и стабильность этой страны. А США поддерживают раздел Сирии».
Близкую к этому мнению оценку озвучивает российский эксперт Вячеслав Матузов, который рассматривает новый «курдский проект» США в период после агрессии против Ирака в 2003 году и попыток свергнуть власти в Дамаске руками ИГИЛ (запрещена в РФ — прим. ред.) как «очередное звено в цепи сменяющих друг друга витков хаоса на Ближнем Востоке».
Матузов, комментируя поддержку, оказываемую США курдам, в беседе с газетой «Известия» настаивает на том, что США совершают осознанный шаг, когда делают ставку на раскол Сирии и создание курдского государства, при этом курдам не стоило бы вестись на пустые обещания и портить отношения со своими соседями: «Курды используются лишь как инструмент. Чем дольше Вашингтон будет вооружать их и поддерживать, тем больше оправданий будет иметь операция Анкары в районе Африна, в том числе в глазах России… Турция, Сирия, Иран и Ирак не позволят курдам создать свое государство. А США бросят их ровно в тот момент, как только они перестанут отвечать их интересам».
Что пытается сделать Россия?
Откровенно говоря, о позиции России нет четкого представления. Так, Манье тоже приходит к выводу, что в дальнейшем политика России в отношении сирийских курдов может измениться. Манье, отмечая, что до операции Турции в Африне между Россией, Дамаском и курдами проводились переговоры в Москве и на контролируемой русскими авиабазе Хмеймим в Латакии насчет передачи контроля над Африном, полагает, что Россия зажгла зеленый свет Турции и вывела свои силы из Африна после того, как стороны отклонили предложения друг друга.
Но, очевидно, Россия еще не окончательно закрыла двери перед PYD-YPG/РПК. И, более того, даже движется к тому, чтобы совершить резкий маневр и обвинить Турцию вместе с США в ситуации, с которой сегодня сталкиваются сирийские курды. Хотя каких-либо четких официальных заявлений по этому поводу нет, на это указывают сигналы, которые даются посредством СМИ. Еще один смысл этих сигналов — «тонкая регулировка» действий Турции.
В этой связи, когда автор газеты «Коммерсантъ» Марианна Беленькая подчеркивает, что курды стоят перед дилеммой — «договариваться с Дамаском» или «продолжать полагаться на США», — не ускользают от внимания ее попытки сузить цели PYD-YPG/РПК и масштаб операции «Оливковая ветвь», представить эти силы более невинными.
«Цель операции «Оливковая ветвь» — создание 30-километровой зоны безопасности, — пишет Беленькая. — Турки призывают США прекратить поставки оружия курдам и отвести курдские вооруженные формирования в Сирии к востоку от реки Евфрат». При этом она напоминает, что сирийские курды в отличие от иракских курдов хотят федерализации, а не независимости.
Поистине поразительную оценку дает в беседе с газетой «Коммерсантъ» Николай Плотников, востоковед из Российской академии наук. Плотников отмечает, что на то, как складывается ситуация в Сирии сегодня, преобладающее влияние оказывают Турция и США, и добавляет: «Курды стали заложниками противостояния США и Турции».
Пришло время спросить: кто сделал PYD-YPG/РПК проблемой, систематически опустошая северную Сирию? Кто кого хотел взять в заложники? В результате торга, который еще продолжается, Москва повторит историческую ошибку советского лидера Сталина или ошибку нынешнего президента США Трампа? Насколько Россия, желающая поставить перед дилеммой тех, кто, как считается, представляет курдов в регионе, и тем самым наказать их, осознает дилеммы, перед которыми сама начинает оказываться?
Дилеммы «курдской карты» для России обновлено: Январь 31, 2018 автором: