Растущее напряжение в отношениях с Германией

Star gazete / Бериль Дедеоглу (Beril Dedeoğlu) — 17 сентября 2016

Между Германией и Турцией был переговорный процесс, начавшийся с мигрантского кризиса. Германия выглядела самым восприимчивым членом ЕС в вопросе сирийских беженцев: только по этому поводу Меркель побывала в Турции пять раз за четыре месяца до 15 июля.

В ходе этих визитов Германия внесла большой вклад в разработку дорожной карты взаимодействия Турции с ЕС, но Меркель, продолжая переговоры, знала, что эти предложения не будут приняты другими членами союза. Более того, когда члены ЕС отказались от участия в финансовой помощи сирийцам, ответственность за цену вопроса понесла Германия, и именно ее Турция призвала к ответу за невыплаченные деньги.

Политика Меркель в отношении находящихся в Турции беженцев вызвала бурную реакцию в Германии. Общественная поддержка сократилась, и словно этого было недостаточно, засияли звезды партий, расположенных ближе к «правому» флангу политического спектра. Германию, отношения которой с рядом стран ЕС испортились в ходе экономического кризиса ЕС, и прежде всего с Грецией, из-за проводимой политики обвинили в решении Великобритании о выходе из ЕС.

Фазы роста напряженности

Хотя важнейшая причина кризисов внутри Германии — украинский кризис и то, что США испортили отношения Германии с Россией, их эффекты больше наблюдались в других сферах.

Усилилась критика в отношении кабинета министров Меркель, и Турцию как самое модное политическое орудие последних лет стали использовать и во внутренней политике Германии.

В этой связи сначала на повестке дня возник закон о геноциде. Как и ожидали те, кто вынес этот закон на голосование парламента, в отношениях с Турцией вспыхнул кризис. Когда Турция начала оказывать давление и настаивать на снятии этой темы с повестки дня, в переговоры Турции и ЕС, которые охватывали три вопроса — беженцев, либерализацию визового режима и соглашение о реадмиссии — была включена и эта тема.

Сразу после этого события немецкие депутаты стали настойчиво требовать разрешить им посетить базу Инджирлик. Зачем понадобился такой визит — этим с общественностью не поделились; в прессе прошла только информация о том, что Турция не разрешила этот визит. Вместе с этим инцидентом к целому баулу тем переговоров Турции и Германии добавился и этот вопрос о визите депутатов.

От напряженности к кризису

Тем временем в Турции произошла попытка переворота. Германия ненадолго замолчала, а затем Меркель, нарушив молчание, стала первым лидером ЕС, заявившим о неприемлемости переворота. Но как только она сделала позитивный шаг в отношении Турции, немецкая пресса разразилась крайне резкой критикой, начав осуждать турецкого президента на этот раз за события в Турции после попытки переворота.

Акцент журнала Der Spiegel на «ненадежности» обстановки внутри Турции был усилен газетой Bild. Как сообщила газета, на время праздника в Турции из-за высокой террористической угрозы были закрыты все консульские учреждения и посольство Германии, немецкие школы и другие организации. Информирование о закрытии учреждений, которые в выходные дни и так закрыты, подразумевает стремление подчеркнуть, что Турция — небезопасная страна.

Но вместе с тем это сообщение может указывать на желание того, чтобы Германия тоже стала мишенью террористов. Германия всегда объявляла, что находится под угрозой. Бесспорно, ее разведка очень сильна, и она не сталкивалась с терактами.

Очевидно, те, кто находится по ту сторону от Меркель в Германии, на самом деле негодуют по поводу того, что Турция так или иначе мешает Германии расширить сферу своего влияния на Востоке. Турция вместе с осью Россия — Израиль — США держит восточную дверь Германии и настаивает: если и будет сделан шаг, то пусть будет сделан через Турцию.

Заметим, это не только политика Турции. Судя по тому, что процесс продолжается, и в стратегических предпочтениях ничего не изменилось, в отношениях Турции и Германии можно прогнозировать новые кризисы.

Растущее напряжение в отношениях с Германией обновлено: Сентябрь 18, 2016 автором: Рамиз Самедов